Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПЕВЧЕСКИЕ КНИГИ
55, С. 199-202 опубликовано: 30 января 2024г.


ПЕВЧЕСКИЕ КНИГИ

Сборники песнопений для традиц. христ. богослужения.

В греческой и славянской традициях

Нередко под П. к. подразумевают только те книги, в к-рых богослужебные тексты сопровождаются знаками нотации. Однако подобный подход в большей степени характерен для исследователей XIX - нач. XX в. (см.: Захарьина. 2003), впосл. было предложено характеризовать богослужебные книги по функциональному принципу, согласно которому все книги, используемые для церковного пения, следует считать П. к. (см.: Рамазанова. 1987; Заболотная. 2002). Такое понимание имеет существенное значение для изучения церковно-певч. традиций, бытовавших в течение длительного времени преимущественно в устной форме. Напр., серб. церковные распевы до XIX в. известны только по единичным нотированным рукописям; ненотированные серб. певч. сборники классифицируются исследователями чаще всего как Ирмологии и Стихологии (последние аналогичны по содержанию греч. и более поздним серб. невменным Анфологиям; см.: Пено. 2011). Согласно Н. В. Заболотной, в Др. Руси в XI-XIV вв. «по ряду функциональных, структурных, текстологических признаков» происходило «формирование двух функциональных модусов книг - «образцово-певческих и служебно-певческих», т. е. имеющих значение справочников для корпуса определенных песнопений и собственно литургических, употребляемых на богослужении (Заболотная. 2002. С. 47-48). Эти термины используются также в публикациях И. П. Шеховцовой, посвященных описанию греческих П. к.; при этом «образцово-певческие» названы также «справочно-певческими» (см.: Шеховцова. 2012). Подобный подход к классификации П. к. не вполне корректен, поскольку в реальной богослужебной ситуации употребляются оба типа книг и соответственно «образцово-певческие книги» также являются «служебно-певческими».

По наличию знаков нотации П. к. делятся на нотированные, песнопения которых систематизировались внутри книги, как правило, по жанровому и гласовому признакам, и ненотированные (или частично нотированные), структурированные гл. обр. согласно литургическому принципу.

Система богослужебных книг в византийской традиции сложилась к IX в. К нотированным П. к. относятся Кондакарь, Ирмологий, Стихирарь (различают Стихирари Минеи, Триоди, Пентикостария и Октоиха - в виде разделов или отдельных книг), Асматикон и Псалтикон, к ненотированным (или частично нотированным) - Минея, Триодь и Пентикостарий (в слав. традиции - соответственно Триодь Постная и Триодь Цветная), Октоих (разновидность - Параклитик), Псалтирь. До формирования указанных групп П. к. в богослужебной практике был распространен особый тип книги - Тропологий, включавший песнопения, впосл. вошедшие в Минеи, Триодь, Пентикостарий и Октоих (известен по груз. переводу - т. н. Древнейшему Иадгари; см. в ст. Иадгари).

По содержанию нотированные П. к., как правило, являлись одножанровыми (за исключением некоторых, напр. в к-польской кафедральной традиции - Асматикона (для хора) и Псалтикона (для солиста) и их поздних версий), в то время как ненотированные - преимущественно многожанровыми.

К 1-й пол. XIV в. в визант. традиции Асматикон и Псалтикон вышли из употребления, что было обусловлено появлением в нач. XIV в. калофонического пения и соответственно нового типа П. к.- Аколуфий (составление этой П. к. связано с именем прп. Иоанна Кукузеля), к-рый впосл. стал называться Анфология Пападики.

В поствизант. традиции распространились новые П. к., появление к-рых связано с нотированием песнопений, ранее бытовавших только в устной форме, а также с увеличением количества авторских мелизматических версий традиц. распевов. Напр., воскресные песнопения Октоиха были сгруппированы в новом типе книги - Анастасиматарии (первые известные списки датируются нач. XVII в.); также появились Доксастарий, калофонический Ирмологий, Матиматарий (см. в ст. Матима) и др. (см. также классификации византийских и поствизантийских П. к. в предисловиях к описаниям: Στάθης. Χειρόγραφα. Τ. 1. Σ. λ´-μα´; Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. Σ. 19-21; Герцман. 1996. Т. 1. С. 27-32).

В древнерус. традиции типология П. к. в целом соответствует византийской. Тем не менее уже в ранний период формировались особые книги - древнерус. Кондакари, по составу отличающиеся от одноименных визант. книг и являющиеся соединением визант. прототипов - Асматикона и Псалтикона.

В период распространения Иерусалимского устава в Русской Церкви (кон. XIV-XV в.) появляется нотированный Октоих, содержащий гл. обр. воскресные стихиры, а к XVI в. кристаллизуется структура книги Обиход, аналога византийских Аколуфий и Анфологии; из Стихираря минейного песнопения двунадесятых и малых праздников (а также памятей святых) были выделены в самостоятельные П. к.- Праздники и Трезвоны соответственно.

В южнорус. традиции с кон. XVI в. распространяется новый тип книги - Ирмологион, близкий по составу Обиходу, но с включением песнопений Ирмология, Стихираря и Октоиха.

С одной из форм раннего русского многоголосия, демественным пением, связано появление книги Демественник, бытование к-рой засвидетельствовано в XVII в.

В старообрядчестве наряду с изменениями названий и отличиями внутри отдельных П. к. по сравнению с древнерус. традицией появляется новый тип книги - Обедница; книга Демественник становится одноголосной.

П. к. русского партесного пения в целом продолжают традиции монодийных сборников, но с рядом особенностей (см.: Плотникова. 2015. С. 62-78).

С появлением нотопечатания наряду с П. к. все большее место в церковной практике занимают издания различных жанровых сборников, авторских циклов и отдельных произведений (см. в ст. Издательства и издания духовно-музыкальные).

Лит.: Бражников М. В. Краткие метод. указания и схемы по описанию древнерус. певч. рукописей // Метод. рекомендации по описанию слав.-рус. рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1973. Вып. 1. С. 132-163; Тихомиров Н. Б. Ирмологий (ненотный) // Там же. С. 306-331; Момина М. А. Постная и Цветная Триоди // Там же. 1976. Вып. 2. Ч. 2. С. 389-419; она же. Песнопения древних славяно-русских рукописей // Там же. С. 448-482; Шеламанова Н. Б. Славяно-русский Октоих (ненотированный) XII-XIV вв. // Там же. 1976. С. 338-388; Στάθης. Χειρόγραφα. Τ. 1. Σ. κα´-οε´; Рамазанова Н. В. Музыкальная драматургия древнерус. певч. цикла: (На примере цикла Михаилу Черниговскому и боярину его Федору): Канд. дис. Л., 1987; Hannick Ch. Die byzantinischen liturgischen Handschriften // Kaiserin Theophanu: Begegnung des Ostens und Westens um die Wende des ersten Jahrtausends: Gedenkschrift des Kölner Schnütgen-Museums zum 1000. Todesjahr der Kaiserin / Hrsg. A. v. Euw, P. Schreiner. Köln, 1991. Bd. 2. S. 33-40; Герцман Е. В. Греческие музыкальные рукописи Петербурга. СПб., 1996. Т. 1; Хачаянц А. Г. Типология рукописной церковно-певческой книжности XVII-XVIII вв. (на мат-ле собр. Зональной науч. б-ки СГУ им. Н. Г. Чернышевского). М., 2001; Заболотная Н. В. Древнерус. церковнопевч. книжность XI-XIV вв. в ист.-функциональном аспекте: АДД / ГМПИ. М., 2002; Захарьина Н. Б. История изучения рус. певч. книг // Она же. Русские богослужебные певч. книги XVIII-XIX вв.: Синод. традиция. СПб., 2003. С. 8-45; Пено В. Ненотированные певч. книги - источники для изучения серб. церк. пения // Гимнология. М., 2011. Вып. 6. С. 109-120; Шеховцова И. П. Греческие певч. рукописи РГБ: Опыт каталогизации // Музыковедение. 2012. № 4. С. 8-20; Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие кон. XVII - сер. XVIII в.: Источниковедение, история, теория. М., 2015.
И. В. Старикова

На Западе

На Западе под литургическими П. к. исследователи (М. Югло, Б. Штебляйн, Д. Хайли и др.) понимают, как правило, сборники литургической монодии с текстом на лат. языке. Основной массив зап. рукописных и печатных П. к. относится к самой распространенной традиции - григорианскому пению. Различаются соборно-приходские и книги различных монашеских орденов (бенедиктинцев, францисканцев, доминиканцев, цистерцианцев). Сохранились П. к. других, неримских традиций - амвросианского пения, испано-мосарабского пения, беневентанского обряда, сарумского обряда и др. В более широком смысле к П. к. относятся любые сборники богослужебного пения - как одноголосного, так и многоголосного (напр., «Большая книга органума», составленная в XII-XIII вв. в парижской Нотр-Дам школе).

Помимо собственно песнопений П. к. содержат схематически нотированные формулы (в рамках данной традиции) речитационных тонов, псалмовых тонов, тонов библейских песен и т. п. Все лат. тексты официальных (ватиканских) изданий П. к. снабжены ударениями и знаками специальной пунктуации. Во введениях нередко помещаются тексты редакторов-составителей с нотными примерами, в к-рых обсуждаются нотация, ритм (просодия), лад, форма и др. аспекты текстово-музыкальной композиции. Иногда подобные тексты представляют значительную историческую ценность, как, напр., «Пролог к антифонарию» Гвидо Аретинского. Особую ценность имеют помещавшиеся в П. к. тонарии, содержащие антифоны в порядке церковных ладов (гласов) и совмещающие в себе функции практической инструкции для певчего и теоретического обобщения церковно-певч. практики.

На Западе, как и на Востоке, в ранний период истории Церкви богослужебные песнопения исполнялись гл. обр. по памяти и даже с появлением в IX в. нотации в виде невм латинские П. к. долгое время оставались преимущественно «справочниками» для запоминания текстов и мелодий, к-рыми во время богослужения пользовался только руководитель хора. Первоначально П. к. изготавливали в форме свитков и небольших книг; последние часто имели вытянутую по вертикали форму, чтобы их можно было держать одной рукой. В XIII в., когда певчие стали переходить к практике исполнения по П. к., формат последних стал увеличиваться до in folio; судя по миниатюрам того времени, во время богослужения их уже помещали на пюпитр (см. Аналой). С XII в. в П. к. стали использовать линейную квадратную нотацию, в Германии и странах ее культурного влияния в XII-XVI вв.- готическую нотацию. После Тридентского Собора (1545-1563) квадратная нотация стала обязательной формой нотации в печатных певческих и богослужебных книгах. После Ватиканского II Собора монодия в певч. сборниках (с текстами на разных совр. языках) нотируется в «школьной» 5-линейной круглой нотации. Сохранившиеся рукописные П. к. обычно не имеют надписаний; принятые лат. названия основаны на печатных изданиях и на классификациях библиографов.

В литургической традиции Римской Церкви V-VII вв. П. к. формировались по жанровому принципу: так возникли Антифонарий (сборник антифонов) и Респонсориал (сборник респонсориев). Сольные песнопения мессы, написанные, как правило, в мелизматическом стиле, помещались в Кантатории. Распространение римских П. к. во Франкском гос-ве, завершившееся к нач. IX в., происходило параллельно с массовой кодификацией песнопений в виде систематических, полных сборников. В амвросианском и испано-мосарабском пении ненотированный Антифонарий использовался как для мессы, так и для оффиция; в галликанском пении и григорианском пении (с VIII в.) эта книга бытовала либо в разновидностях для мессы и для oффиция, либо в смешанном варианте; со 2-й пол. VIII в. происходит окончательное разделение ее разновидностей.

Антифонарий оффиция, известный уже в период составления Устава прп. Венедикта Нурсийского (1-й пол. VI в.), развивался в 2 формах - соборно-приходской и монашеской. В 1-й пол. IX в. в Каролингской империи он подвергся реформированию. После разделения Каролингского государства (843) выделились 2 текстово-музыкальные традиции - восточная и западная (в германо- и романоязычных землях соответственно). В вост. традиции сохранились первоначальные образцы респонсориев каролингского периода, в западной - реформированные, однако в последней присутствуют и образцы галликанского докаролингского и староримского репертуаров. В аквитанских и беневентанских Антифонариях, относящихся к более ранней стадии развития, чем книги из германоязычных областей, сохранились особенности первоначальных тонов речитации. Со временем репертуары 2 традиций окончательно обособились: лишь немногие новые песнопения получили распространение в обеих традициях. Преемственность 2 традиций прослеживается в печатных Антифонариях до сер. XX в.

Антифонарий мессы, древнейшие (ненотированные) списки к-рого датируются VIII в., представлял собой сборник песнопений мессы (гл. обр. изменяемых, т. е. проприя) рим. соборной традиции, переработанный в гос-ве Каролингов ок. 780 г. Из неизменяемых песнопений (ординария) мессы «Gloria in excelsis Deo», «Sanctus» и «Credo» (см. в ст. Месса) первоначально записывались в Сакраментарии (к-рый иногда частично нотировался), а «Kyrie» - в Антифонарии мессы. С X в. все песнопения мессы с нотацией стали помещать в отдельные П. к. для солиста и для хора. В период Высокого средневековья Антифонарий мессы стали называть Градуалом; песнопения подвижного (темпорал) и неподвижного (санкторал) годовых кругов соединены в нем в одно последование; в Градуал стали включать все песнопения ординария. Со временем в Градуале песнопения были четко закреплены за определенными литургическими памятями, а их число увеличилось (гл. обр. в санкторале, темпорал оставался в основном неизменным). В этой книге различия восточной и западной традиций гораздо менее заметны, чем в Антифонарии оффиция. Они проявились в составе стихов для «Аллилуия» воскресных дней летнего периода, в начальной мелодической формуле для стихов и в мелодиях communio (причастных антифонов) периода Великого поста. Раздел Градуала, содержащий песнопения ординария мессы и называвшийся Кириалом по 1-му песнопению - «Kyrie», иногда выделялся в отдельную книгу.

Древнейшим ядром Гимнария являются гимны, носящие имя Медиоланского еп. свт. Амвросия (Ɨ 397). Различные версии Гимнария были созданы в богослужебных центрах Италии, Галлии, Испании, Британии и Германии. В Галлии до IX в. использовалась древняя монашеская версия Гимнария; сменивший ее в результате каролингской реформы тип книги распространился по всему Западу и вытеснил местные версии. Частично нотированные Гимнарии известны с рубежа IX и X вв., полностью нотированные - с XII в. В амвросианском Гимнарии каждый гимн имеет собственную мелодию, в др. традициях мелодия одного гимна может использоваться и в др. гимнах, написанных в том же стихотворном размере.

Часто средневековые П. к. формировались из неск. небольших книг (libelli) для отдельных видов песнопений - так появился, напр., Тропарий, сб. песнопений с тропами (вставки в песнопения проприя и/или ординария мессы, возникшие в монашеской среде), списки к-рого сохранились от X-XIII вв. Большинство Тропариев происходят из мон-рей, реже встречаются соборные. Сборник секвенций - силлабических песнопений, прибавлявшихся в праздники к «Аллилуия» на мессе (в романских землях они назывались «prosae»),- именовался Секвенциарием или Тропарием-Прозарием; позднее эти песнопения стали также записывать в Градуале.

С XII-XIII вв. большие антифоны без псалмодии, певшиеся на различных процессиях и ранее помещавшиеся в Градуале (иногда в Антифонарии), вместе с нек-рыми песнопениями проприя мессы стали записывать в Процессионале; в это же время большие антифоны начали заменять на респонсории из службы matutinum. В монашеских орденах (цистерцианцев, доминиканцев, фрацисканцев) Процессионалы были унифицированы и существенно сокращены.

Постепенно, особенно в мон-рях, наметилась тенденция соединения разных П. к.- простым (наподобие конволюта) или смешанным способом. В германоязычных областях простой способ применялся, как правило, в монастырских П. к. для мессы, напр.: Градуал - Тропарий-Секвенциарий. В сборниках со смешанным типом соединения песнопения располагались в порядке их следования на богослужении. Могли соединяться П. к. для мессы и оффиция, напр.: Градуал-Антифонарий. С кон. VIII в. известен сборник из ненотированного Градуала и Сакраментария - либо в виде полных текстов песнопений, за к-рыми следовал Сакраментарий, либо в виде указаний инципитов песнопений на полях каждой мессы в Сакраментарии. В таких сборниках IX-X вв. псалмовые тоны интроитов и communio могли выписывать в разделе Градуала, а их полные тексты - в разделе Сакраментария. Кантаторий часто соединяли с Тропарием-Прозарием. Встречаются также сборники из Градуала и Тропария - простого или смешанного типа. В Тропарий-Прозарий могли помещать процессиональные антифоны. С X в. появляются нотированные Миссалы.

Видов смешанных певч. сборников для оффиция засвидетельствовано меньше, чем для мессы. С XI в. Гимнарий стали часто присоединять к Псалтири: либо отдельным блоком, либо с помощью распределения гимнов по литургическому принципу. В лекционарии стали добавлять нотированные инципиты респонсориев; с сокращением чтений в нач. XIV в. респонсории могли помещать полностью. Появление смешанных П. к. для оффиция было частью процесса формирования Бревиария. Нотированные Бревиарии сохранились с кон. X-XI в. В XIII-XIV вв. в Бревиарии стали нотироваться все песнопения, вслед. чего формат книги увеличился с in quarto до in folio. В приходах и небольших монастырях c XII-XIII вв. книги для меcсы и оффиция могли объединяться в один сборник - Миссал-Бревиарий, к-рый мог называться «Liber typicus».

Разделы с муз. нотацией содержат также сборники песнопений в честь вновь учрежденных праздников и местночтимых святых, богослужебные сборники централизованных монашеских орденов (цистерцианцев, доминиканцев и францисканцев), служившие образцами для сверки позднейших копий и изданий, а также сборники ранних полифонических песнопений X-XI вв. в стиле органум, иногда присоединявшиеся к Тропариям-Прозариям, и сборники XII в. с певч. последованиями отдельных праздников или с отдельными праздничными песнопениями в жанрах versus и кондукт из Франции, Испании, Англии. С XIV в. многоголосные песнопения помещались, как правило, не в П. к., а в отдельных сборниках; исключение составляют записи многоголосных месс из Турне, Тулузы, помещенные соответственно в Градуале и Миссале.

Примерами поздних П. к. могут служить известные с XV в. Cantorinus (сборник формул литургического речитатива для священнослужителей и певчих) и Vesperale (те варианты этого сборника для вечерни, к-рые содержат только песнопения). Большую популярность приобрела объемная (более 1900 с.) «Liber usualis» (Обиходная книга), включающая песнопения мессы и оффиция и впервые напечатанная в аббатстве Солем в 1896 г.

П. к., имевшие гл. обр. практическое назначение, как правило, не иллюстрировались, однако в них достаточно часто орнаментировались инициалы, особенно в П. к. для придворных церквей, напр. в Градуале-Антифонарии 2-й пол. IX в. из Компьеня (Paris. lat. 17436). Богатым оформлением выделяются П. к., имевшие особые литургические функции,- Кантаторий и свитки с пасхальным гимном «Exsultet», характерные для беневентанского обряда в Юж. Италии.

В лютеранстве с нач. XX в. «стандартизированной» П. к. служит изд. «Evangelisches Kirchengesangbuch» (Евангельская книга церковных песнопений), в которую входят 394 одноголосных гимна (песни) разного происхождения (в т. ч. сочиненные М. Лютером). Как правило, ее дополняют различными региональными гимнами; общее для всех лютеран ядро образуют ок. 150 гимнов. Музыка изложена в 5-линейной нотации, с выписанными ритмом, ключевыми и встречными знаками альтерации; мн. гимны тактированы. Каждому гимну придан уникальный номер, облегчающий общинное пение в богослужениях. Идентификационные номера широко используются музыковедами при исследовании музыки композиторов-протестантов (напр., разного рода хоральных обработок у Д. Букстехуде и И. С. Баха). В англиканской Церкви и у др. протестантов Запада нет такого рода общепринятой П. к., к-рая бы охватывала весь церковный год со всеми его праздниками, хотя существует нек-рое количество «стандартизированных» сборников, напр. гугенотская Женевская Псалтирь (нотирована целиком впервые в изд. 1562 г.).

Лит.: Chavasse A. Les plus anciens types du lectionnaire et de l'antiphonaire de la messe Romain // RBen. 1952. Vol. 62. P. 3-94; idem. La formation de l'«Antiphonale missarum» // Bull. du Comitée des Études de St.-Sulpice. P., 1961. Vol. 32. P. 29-41; idem. Cantatorium et Antiphonale missarum: Quelques procédés de confection, dimanches après la Pentecôte, graduels du sanctoral // Ecclesia Orans. R., 1984. Vol. 1. P. 15-55; Gajard J. Les Récitations modales des 3e et 4e modes dans les manuscrits bénénventains et aquitains // EGreg. 1954. Vol. 1. P. 9-45; Meyer-Baer K. Liturgical Music Incunabula: A Descriptive Catalogue. L., 1962; Le Roux R. Les répons «de psalmis» pour les matines, de l'Épiphnaie à la Septuagésime // EGreg. 1963. Vol. 6. P. 39-148; Husmann H. Tropen- und Sequenzenhandschriften. Münch., 1964. (RISM. B; 5/1); Szövérffy J. Die Annalen der lateinischen Hymnendichtung. B., 1964-1965. 2 Bde; Répertoire de manuscrits médiévaux contenant des notations musicales. P., 1966. Vol. 2: Bibliothèque Mazarine / Ed. M. Bernard; Gamber K. Codices liturgici latini antiquiores. Freiburg, 19682. 2 t.; 1988. Suppl.; Holschneider A. Die Organa von Winchester: Stud. zum ältesten Repertoire polyphoner Musik. Hildesheim, 1968; Salmon P. Les manuscrits liturgiques latins de la Bibliothèque Vaticane. R., 1968-1972. 5 vol. (ST; 251, 253, 260, 267, 270); Reaney G. Manuscripts of Polyphonic Music. Münch., 1969. Tl. 2: c. 1320-1400. (RISM. B; 4/2); Huglo M. Les tonaires: Inventaire, analyse, comparaisons. P., 1971; idem. Les remaniements de l'Antiphonaire grégorien au IX siècle: Hélisachar, Agobard, Amalaire // Culto Cristiano e politica imperiale carolingia: Atti del 18 Conv. de studi, Todi 9-12 ottobre 1977. Todi, 1979. P. 87-120; idem. Les débuts de la polyphonie à Paris: Les premiers organa parisiens // Aktuelle Fragen der muzikbezogenen Mittelalterforschung. Winterthur, 1982. Bd. 3. S. 93-163; idem. L'édition critique de l'Antiphonaire grégorien // Scriptorium. Brux., 1985. Vol. 39. P. 130-138; idem. Le «Corpus Antiphonalium Officii» et les antiphonaires carolingiens // Grégoire le Grand: Colloque, Chantilly 15-19 sept. 1982 / Ed. J. Fontaines et al. P., 1986. P. 645-648; idem. Les «libelli» de tropes et les premiers tropaires-prosaires // Pax et sapientia: Stud. in Text and Music of Liturgical Tropes and Sequences in Memory of G. Anderson. Stockh., 1986. P. 13-22; idem. Les livres de chant liturgique. Turnhout, 1988; idem. Liturgische Gesangbücher // MGG. 1996. Bd. 5. Sp. 1412-1437; Escudier D. Les manuscrits musicaux du moyen âge (du IXe au XIIe siècles): Essai de typologie // Codicologica / Réd. A. Gruys. Leiden, 1980. Vol. 3: Essais typologiques. P. 34-45; Vogel C. Medieval Liturgy: An Introd. to the Sources. Wash., 1986; Dobszay L., Prószéky G. Corpus antiphonalium officii ecclesiarum centralis Europae: A Prelim. Report. Bdpst., 1988; Dumoulin J., Huglo M., Pycke J. La messe de Tournai. Tournai, 1988; Elich T. Le contexte oral de la liturgie médiéval et le rôle du texte écrit. P., 1988. 3 vol.; Duft J. Gesangbücher vom 9. bis zum 18 Jh. // Idem. Die Abtei St. Gallen. Sigmaringen, 1990. Bd. 1. S. 114-129; Hiley D. Western Plainchant: A Handbook. Oxf., 1993, 1995r. P. 237-339; Hughes A. Medieval Manuscripts for Mass and Office: A Guide to Their Organisation and Terminology. Toronto, 1995; Camilot-Oswald R. Die liturgischen Musikhandschriften aus dem Patriarchat Aquileia. Kassel, 1997. Tl. 1: Einleitung Handschriftenbeschreibungen. (MMMA. Subs.; 2.1); Palazzo. Liturgical Books. 1998; Die Lehre vom einstimmigen liturgischen Gesang. Darmstadt, 2000. (Geschichte d. Musiktheorie; 4); Der lateinische Hymnus im Mittelalter: Überlieferung. Ästhetik. Ausstrahlung. / Hrsg. A. Haug. Kassel, 2004. (MMMA. Subs.; 4).
С. Н. Лебедев, С. И. Никитин
Ключевые слова:
Церковное пение Певческие книги, сборники песнопений для традиционного христианского богослужения
См.также:
АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств
АЛЛЕМАНОВ Дмитрий Васильевич (1867-1928), свящ., композитор, исследователь церк. пения, педагог
АЛЛИЛУИАРИЙ изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия
АЛЬТ название певческого голоса и исполняемой им партии